«Не ходите дети…в Африку гулять»

Эти строчки невольно вспомнились мне прошедшим летом в отпуске, когда мы пересекали белорусско-польскую границу на автомобиле. Несомненно, мы сами виноваты в том, что выбрали самый неудачный день и время в году, и поэтому считаю нужным поделиться своим печальным опытом, чтобы другие не наступали на те же грабли.

Дорога от Москвы до Бреста хорошо и подробно описана в российском интернете, и в большинстве своем все написанное – чистая правда, а именно:

  1. Если выехать из Москвы около 6 часов утра, то пробок не будет до самого Бреста.
  2. Средняя скорость в 110 км/ч поддерживается легко и без особого нарушения ПДД – отсутствие трафика и два ряда в каждом направлении позволяют двигаться со скоростью около 130 км/ч без остановок.
  3. Камеры, фиксирующие скорость, заканчиваются на сотом километре от Москвы и вновь появляются только в Белоруссии, причем там о каждой предупреждает соответствующий знак.
  4. В Белоруссии по трассе М1 нет 98 бензина, последняя российская заправка с 98 – БиПи примерно за 10 км до границы. В Белоруссии за бензин можно расплатиться рублями российскими и белорусскими, а также долларами и евро – принимают все эти валюты и совершенно официально.
  5. Если в России поражаешься малому количеству машин на трассе М1, то в Белоруссии начинаешь пугаться их почти полному отсутствию. Мне вспомнились давно забытые годы советского автотуризма… Еще поражает чистота обочин и обилие стоянок для отдыха вдоль М1 на белорусском участке дороги.
  6. С появлением единого таможенного пространства граница между Россией и Белоруссией для легкового транспорта отсутствует. Нет даже шлагбаума.
  7. На территории Белоруссии дорога М1 – платная, но не для легковых машин. Смело подъезжайте к шлагбауму, на вас внимательно посмотрят… и пропустят бесплатно. Плата взимается за высоту авто, так что за некоторые внедорожники придется платить.

В результате мы оказались в Бресте раньше намеченного времени и преодолели около 1060 км за чуть больше, чем 10 часов. Дальше была «ночевка» в отеле, а в 4 утра по местному времени (разница с Москвой – 1 час) мы посмотрели на веб-камеры, установленные на 2 пограничных переходах Белоруссии…
То, что мы увидели, совсем не обнадеживало – было видно, что вся парковка наводнена желающими пересечь границу.
Деваться было некуда, и мы отправились на переход «Варшавский мост».

Я опущу описание ощущений томительного стояния в автомобильной очереди длиною в 6 (шесть) часов, туалеты присутствовали в достатке, правда уже на польской стороне они платные (2 злотых за пи-пи). Перейду сразу к выводам и моему понимаю причин, вызывающих такие очереди.

  1. Многие жители областей Белоруссии, прилегающих к Польше, живут приграничной торговлей. Для начинающих на белорусской стороне границы установлена «бегущая строка», где непрерывно перечисляются таможенные правила и ограничения по ввозу/вывозу товаров. Существует странное ограничение по частоте пересечения границы (любой, включая белорусско-украинскую) – не чаще 1 раза в 8 дней. Но белорусы регулярно посещают польские магазины и отовариваются там. Речь идет в первую очередь о бытовой технике, за которую им возвращают VAT, но и не только – строительные материалы, часть продуктов, даже ремонтные услуги – все это приобретается в Польше. Там все это заметно дешевле. И, да, что-то покупается для перепродажи. Размер такой приграничной торговли поражает – на глубину примерно 100 км от границы все польские дороги пестрят торговыми объявлениями на русском языке специально для визитеров из Белоруссии. В общем, я просто не представлял себе, насколько велик поток людей, живущих этой торговлей… Это происходит преимущественно по субботам. В воскресенье польские магазины не работают, а в рабочую неделю все должны быть на рабочих местах - порядки в Белоруссии очень строги, прямо back to the USSR. Белорусское население знает скорость прохождения границы и время открытия польских магазинов, поэтому приезжает к 4 часам утра и именно в субботу. Примерно за 5-6 часов они пересекают границу, доезжают до ближайшего города, закупаются и едут обратно, вновь стоят в очередях на границе, но успевают «обернуться» за субботу. Интересно, что и поляки ездят в Белоруссию за покупками – это бензин, который дешевле польского примерно в 2 раза.
  2. Мы оказались на границе не просто в субботу, а в последнюю субботу перед началом учебного года, что добавило людей к этой очереди – во многих машинах были дети, видимо, для примерки вещей для школы.
  3. Ориентироваться по веб-камерам нельзя, и вот почему – они показывают дорогу перед первым белорусским постом и не дают представления ни о том, что творится за ним, ни о том, что перед ним. Конечно, если на камере видны машины, то дело совсем плохо, но даже если никого нет – это не значит, что нет очереди.
  4. Теперь собственно процедура прохождения границы:

    ♦ Если есть очередь, то сначала машины собирают в группы по примерно 50 в накопителе еще до первого поста. Примерно раз в 30 минут накопитель «опорожняют», выпуская автомобили на дорогу, ведущую к границе.

    ♦ Эта очередь медленно движется через первый пост, на котором белорусский пограничник пересчитывает кол-во людей в машине и заполняет некую бумажку, на которой проштампован номер вашей машины и кол-во людей в ней.

    ♦ После прохождения первого поста вы попадаете в «накопитель», в котором происходит первая сортировка – дипломаты, поляки (и другие жители ЕС), те, кому есть, что декларировать на таможне, автобусы и все остальные. Для каждой категории есть своя «линия», но основная очередь – та, кому нечего декларировать. Примерно раз в 45 минут к каждому из 4 таможенных/пограничных домиков запускают автомобили, всего около 16 штук.

    ♦ На этом этапе таможенник/пограничник собирает паспорта, страховки и те самые белые бумажки (на которых нужно расписаться в пункте «нечего декларировать»), бегло осматривает машины и содержимое багажника и удаляется в свой домик. Очевидно, что там он «пробивает» все паспорта, вводя фамилии вручную. Я уж было начал критиковать белорусскую сторону за медлительность, но оказался не прав. Им бессмысленно работать быстрее, так как… см. ниже…

    ♦ По завершении процедуры «пробивки» паспортов мы было уж думали, что прошли белорусскую часть, но не тут-то было… Собственно граница проходит через реку Буг, через которую проложен мост с одной полосой движения в каждом направлении, и именно здесь скапливаются машины, прошедшие белорусский контроль… потому что на польской стороне вся стоянка перед польскими пограничниками забита автомобилями. Иначе говоря, белорусские пограничники работают быстрее польских, а те… см. ниже. С момента вставания в очередь в первом накопителе до выезда на мост у нас ушло примерно 3,5 часа.

    ♦ Уже на самом мосту, на выезде с белорусской стороны, очередные пограничники забрали выданным нам на первом посту белый листочек с номером машины. Немедленно вспомнилось – «социализм – это учет и контроль»…

    ♦ Польская часть встретила бОльшим количеством линий для стояния в очереди, еще бОльшим количеством машин в них и совершеннейшей неторопливостью работы польских пограничников. Полагаю, что их просто распирает чувство гордости за то, что они теперь вроде заслона на пути в белую и цивилизованную Европу. Видимо от этого произрастает чванливость и полное нежелание разгребать собранную ими же очередь. Типа – не нравится – не приезжайте. Именно их отношение напомнило мне ситуацию со стадом, которое загоняют на бойню через сужающиеся проходы… Я могу понять, что они не очень довольны тем количеством белорусского населения, которое рвется к ним за покупками, однако эти самые несчастные и забитые (и почти нищие) белорусы обеспечивают неплохой заработок приграничным польским областям. Откуда такое пренебрежительное отношение к соседней нации?! Допускаю, что существует исторически оправданная нелюбовь к России – в конце концов Польшу «имели» кому только не лень, начиная от Российской империи, Германии и потом СССР. Но белорусы-то чем виноваты?!

    ♦ Поляки обрабатывают по 4 машины одновременно, столько же на 1 человека, сколько и белорусы. Но если белорусы пропускают примерно 12 машин за 45 минут, то поляки – не более 5-6. В одной линии обработка 4 машин занимает 35 минут, но только создается впечатление, что на все польские линии не хватает пограничников. Потому что периодически движение в какой-нибудь линии замирает на час или больше. Наверное, столь медленное продвижение связано с приграничными визами – сведения о белорусском гражданине нужно вносить с ЕС-овский компьютер вручную, а это занимает время. Только этим я могу объяснить то, что наша четверка машин прошла собственно пограничную проверку за 15 минут – у нас всех (4 человека, 2 машины) были шенгенские «нормальные» визы, и вбивать наши данные было просто не надо… С другой стороны, столь же медленно движется очередь из польских/ЕС машин. Наверное, так их отучают ездить в Белоруссию.

    ♦ Польская часть заняла около 2,5 часов, после чего мы, наконец, оказались на дороге, ведущей на запад. Кстати, о польских дорогах. К чемпионату Европы по футболу поляки достроили скоростную трассу М2, ведущую от Берлина к Варшаве. Платная дорога хороша и пустынна, и как только вы оказываетесь на ней, до Европы уже рукой подать. Но те 200 с небольшим километров от белорусско-польской границы до М2 – это 4+ часа узких однополосных дорог с населенными пунктами и ограничением скорости, забитых фурами и другими неторопливыми машинами и крайне ограниченными возможностями для обгона. И строительства скоростной дороги от Варшавы до Белоруссии не предвидится – а зачем? «Нам в Европе и так хорошо».

Bottom line.
Если вы планируете путешествие на автомобиле с пересечением белорусско-польской границы, то:

♦ составьте маршрут так, чтобы не пересекать ее с ночи пятницы до вечера субботы (местное население заверяло нас, что после 17 часов в субботу на границе никого нет),

♦ отведите при планировании поездки минимум 2 часа на пограничный переход. На обратном пути мы осмысленно поехали не через «Варшавский мост», а через Домачево. Перед нами было 2 машины на польской стороне, но все равно на все про все ушло около часа.

♦ существуют альтернативные пути, например, через белорусско-литовскую границу. Сам не ездил, собственными знаниями не располагаю.

♦ наконец, вариант, который представляется мне сегодня наиболее оптимальным – Москва-Петербург, торговый порт (граница проходится за 5 минут) – паром до Германии (Любек). Сначала кажется, что эти 3 дня на пароме – потеря времени. Но, как показывает практика, это всего лишь на 10 часов дольше (если ваша цель – юг Германии, как в нашем случае), чем 2500 км на автомобиле из Москвы через Белоруссию и Польшу. Кроме того, оказывается, что паромный путь еще  и дешевле - бензин нынче дорог, плюс платные дороги Польши, гостиница и питание, а на пароме «все включено». И, главное, никакой нервотрепки на границе, бессонной ночи и очереди, ужасных польских дорог и 20-часового движения без сна уже после границы…

Впрочем, все тяготы путешествия уже позади. Еще во времена СССР, путешествуя по стране на автомобиле, я втайне мечтал когда-нибудь отправиться на нем в неизвестную тогда Западную Европу. И вот сейчас я, с нескрываемой радостью, опять и опять говорю себе – ты сделал это!

(сентябрь 2012 г.)