Random Hearts (Шальные чувства)
 

Неблагодарное это дело – писать обзоры про фильмы на DVD. Да и непонятное – то ли писать о DVD, качестве звука, изображения, количестве дополнительных материалов, то ли о самом фильме. Если о первом – то проще зайти в магазин и повертеть в руках диск или даже попросить посмотреть кусочек… Если о втором – то тут уж личные впечатления застилают всякую объективность. Да и существует ли она?
Примерно на такой философский лад настроил меня этот фильм. Не думаю, что он претендует на массу «Оскаров», но и равнодушным он меня не оставил.

Фильм этот – экранизация известного романа Уоррена Адлера (Warren Adler) “Random Hearts”, опубликованного в 1984 году, вскоре ставшего бестселлером и переведенного на многие языки. Сидней Поллак (Sydney Pollack), пытался снять этот фильм с Гаррисоном Фордом (Harrison Ford) в еще 1995 году, но, вместо этого, снял с этим актером фильм Сабрина (“Sabrina”).

Тем не менее, в 1997 году сценарий к фильму, написанный Куртом Лютке (Kurt Ludtke, автор сценария к фильмам Поллака “Absence of Malice”, 1981, и “Out of Africa”, 1985), был одобрен на студии Columbia Pictures и самим Фордом. На главную женскую роль Поллак в партнеры к Форду пригласил Кристину Скотт Томас (Kristin Scott Thomas), неудачницу в получении Оскара за фильм “The English Patient”, 1996.

Сюжет фильма определен на обложке диска как «пылкий романтический триллер», но не ищите в нем признаков боевика, захватывающих погонь или душераздирающих сцен катастроф, как, впрочем, и пылких постельных сцен.
Я рекомендую этот фильм аудитории зрелого возраста, которой, полагаю, важен не столько сам сюжет фильма, а то, насколько он созвучен вашим собственным представлениям о смысле жизни, насколько реально вы можете ощутить себя в роли героя или героини,  насколько точно совпадают ваши переживания с переживаниями героев фильма.

Краткое содержание: в авиакатастрофе гибнет жена героя фильма и муж героини. Героиня довольно быстро принимает гибель мужа, да оно и не удивительно – она занята своим очередным переизбранием в Конгресс. А герой (его зовут Голландцем – “Dutch”- из-за голландской трудно выговариваемой фамилии) никак не может смириться с гибелью и понять, почему его жена оказалась в самолете под чужим именем (он, кстати, сержант полиции из отделения по внутренним расследованиям). Собственно, весь фильм – это последовательное и методичное «раскапывание» Голландцем неизвестной ему личной жизни жены до авиакатастрофы. Конечно, оказывается, что погибшие не случайно сидели рядом в самолете, а были более чем близко знакомы. На фоне личного расследования Голландца развивается роман с «конгрессвуман», по моему мнению, несколько внезапно, слегка растерянно и весьма нелогично. Герой по-прежнему любит свою погибшую жену, героиня никогда не любила своего мужа, да и никого не любит настолько, чтобы бросить свою работу в Конгрессе. Да, они оба не могут понять, почему их супруги имели «роман на стороне», но степень разочарования и непонимания у них совершенно разная. По моему мнению, всем, даже самим актерам, очевидна «притянутость за уши» их, возникших по ходу фильма, интимных отношений. С другой стороны, ключевая фраза Голландца о том, что он хочет найти хоть что-нибудь в объяснение измены своей жены, лишь бы забыть ее и любовь к ней, и дать выход внутренней растерянности, может помочь по иному истолковать эти «шальные чувства». Не буду пересказывать весь сюжет, замечу только, что сюжетная линия о служебной деятельности Голландца сотрудника полиции (он расследует дело о взятках) показалась мне совершенно лишней.

О DVD: как и вся продукция Columbia Pictures, качество записи отменное, картинка – анаморфная, формат 1,85:1, звук Dolby Digital и Dolby Surround, зона 1, в качестве бонуса на диске - изъятые из окончательного варианта фильма сцены, интервью с Поллаком, рекламный ролик и ролик о том, как снимался фильм.
Этот DVD не следует использовать для демонстрации возможностей вашего домашнего кинотеатра по части звука – количество объемных эффектов невелико, однако сам звук удивительно естественен. В жизни мы не замечаем шум листвы от ветра в лесу или звук набегающих волн на пляже, это - часть реальности. Именно так звук присутствует в этом фильме. Так что если бы можно было присуждать приз за «звук второго плана», я бы отдал его этому фильму.
Про качество изображения хочу отдельно сказать несколько слов (это относится скорее к фильму, а не к тому, как он записан на DVD). Знаете ли вы, в чем главное отличие Америки от нашего отечества? В прозрачности воздуха. Это замечаешь сразу же, в первый же момент «вступления на американскую землю». В этом смысле Вашингтон (в нем происходит значительная часть фильма) – место ещё более особенное, так как за чистотой воздуха там  следят серьезно. Так вот, каждый раз, когда камера переносит нас на улицы Вашингтона, просто поразительно ощущаешь себя присутствующим в этом городе. Настолько прозрачна и чиста картинка, ярок солнечный свет или бел снег. Поверьте мне, даже если это – специальное освещение или postproduction эффекты, в жизни город выглядит именно так, плавали – знаем…

Об игре актеров: давно уже не жду от Гаррисона Форда ничего неожиданного, сверхъестественного. Мне кажется, что как А.Демьяненко остался на всю жизнь Шуриком, так и Г.Форд – Индианой Джонсом. Нет, он по-прежнему красив, уместен (может, чуть староват для столь быстрого соблазнения героини), напорист, упрям и зануден, как тому быть положено по роли, но «не летает» (doesn’t fly), как говорят американцы. Больше всего его игре в этой роли подходит определение «добротная». Да, он бывает эмоционален, но как-то я не очень поверил в его безумную любовь к погибшей жене. Скорее, это – раздражение обманутого самца, которому наставили рога. Вряд ли он любил настолько сильно, что способен простить измену. Аналитический ум полицейского требует все разложить по полочкам, найти валидную причину. Но так ли было в сценарии???
Кристина Томас понравилась мне гораздо больше. Ее отстраненность от реальности – естественна, это – ее способ защитить свое «я», сохранить себя, как личность и для той роли в жизни, которую она себе отвела – «бизнесвуман». Ее решение оставить политическую карьеру в конце фильма возникло не из-за страха, а из-за усталости, и я совершенно уверен, что в реальной жизни она вернулась бы к политической карьере через некоторое время.
Не думаю, что это – лучший фильм Поллака, но режиссерская рука видна невооруженным глазом.

Но хватит эмоций. Если вам еще не надоел этот обзор (который, скорее, следовало бы назвать «мыслями по поводу») – посмотрите этот фильм.