Помните историю про Левшу?
Ну, того, который получил ТЗ на изучение заморского тонкого аппарата, разобрал его, а правильно собрать не смог. Так что пришлось ему прибор собирать по-своему, установив отечественное навесное оборудование и изменив программу управления. Аппарат заморский от этого первоначальную свою фунцию выполнять перестал, а, собранный заново, больше всего походил на блоху, за что и получил свое название, зато Левша стал национальным героем.
Думаю, что Левша-то и был тем первым рационализатором, с которого начались наши великие подвиги по усовершенствованию всего заграничного. Прямо национальная черта получается. С тех пор и повелось - то сократят время на изготовление шампанских вин, и пить приходится сами знаете что, то в пиво апельсин добавят, то в горлышко бутылки неизвестно зачем шарик поместят…

Автомобильные рационализаторы находятся на особом положении. В восьмидесятые годы поставили одному известному шинному заводу итальянскую линию. И выпускал себе завод на ней приличную шинную продукцию, так нет. Не сидится русскому человеку спокойно - один рационализатор посчитал, что вулканизация может идти не 26 минут, а 20. Премию ему выплатили, а то! - 15 рублей. А бедный итальянский инженер 2 месяца разбирался, отчего это у его любимых шин через день боковины от корда отлетают… Стремление усовершенствовать продукцию отечественного автопрома я еще могу понять - когда он/она/оно не едет, хочется хотя бы создать иллюзию, что это - автомобиль, а не груда металлолома. Но вот чем провинились автомобили англо-японо-немецкого и иже с ними производства я понять не могу. Говорите, что к ним отечественные запчасти не подходят? Неправда. Любой уважающий себя рационализатор с легкостью докажет вам, что с помощью болгарки, напильника, кувалды, сварочного аппарата и такой-то матери к любой иномарке с легкостью подойдут колодки от Жигулей, стартер от Волги, аммортизаторы от КАМАЗа и сиденья от Москвича. Ну и что, что англо-немецко-японский инженер-конструктор написал, что масло надо менять через 15 тысяч. Масло служит, пока жидкое. Какой такой ремень менять через 60 тыс.? Ерунда - это они нас на деньги разводят, пока не рассыпется - ездить можно. А бензин 95 нынче дорог, если добавить к 91 нафталина, то поедет она, как миленькая.

И каждый раз, когда я слышу или читаю подобное, мне очень хочется спросить - а откуда такая уверенность в превосходстве собственного ума, образования или знаний?! Откуда такая уверенность в том, что все вокруг - дураки и "только я знаю, как лучше"?! Может быть, нашей инженерной/программистской/прочей братии с высшим/средним/прочим образованием есть, чем гордиться в области приложения интеллекта, а не физической силы?! Ну, покажите мне что-нибудь не из области балета и ракет? Software? А где они, эти воспеваемые и восхваляемые отечественные программисты? То есть я знаю, где они, но там и софт - заграничный. Да, помню-помню - "Тетрис", а еще? Может быть, бытовой электроникой (слава богу, ныне почившей в бозе), всеми этими Рубинами и Рекордами, требовавшими ремонта еще до схода с конвейера? Или, может, поделкой под названием "Москвич", ведущей свою историю с довоенных моделей Опеля? Или, скажем, разваливающимися дорогами/мостами/самолетами? А ведь сколько рацпредложений внесено, сколько грамот и премий выдано!

Давайте смотреть правде в глаза - страна, отвергнувшая в 60-е годы электронику как "продукт капиталистической пропаганды", технологически отстала навсегда. Или, по крайней мере, настолько, что любые потуги усовершенствовать "капиталистические" поделки напоминают поведение слона в посудной лавке. Стремление улучшать всё и все пришло не от хорошей жизни, а от нищеты и убогости окружавших нас вещей и явлений. Но все это теперь - в прошлом, так, может, пора и нам считать себя такими, как все?!

А неистребимым рационализаторам искренне желаю прикладывать силы в местном, локальном, так сказать, масштабе, в рамках семьи, места обитания, но не более того. Чтоб другим не видно было и еще желательно, чтобы и не слышно… Глядишь, их разрушительная сила будет не так заметна в масштабе всей страны. Лучше всего заняться рождением детей. Процесс настолько отработан природой, что как его не рационализируй - результат, как правило, оказывается удачным. На крайний случай, если очень чешутся руки, можно усовершенствовать сливной бачок, подведя к нему не одну, а две водопроводные трубы. Бачок будет наполняться намного быстрее, значит, и унитазом можно пользоваться намного чаще. Просто, эффективно, удобно! Наконец, внутри отдельно взятой квартиры смело можно взяться за евроремонт своими силами. Что бы там у вас ни получилось - гордитесь тем, что вы все можете и умеете намного лучше других. Ведь можно и не приглашать друзей на новоселье.
И главное - давайте не будем путать скупость с бережливостью и… не мешайте машине ездить!