История вопроса
Опыт эксплуатации турбированных ваговских моторов подсказывает, что перепрограммирование блока управления двигателем (ECU), известное как чип-тюнинг, позволяет достаточно легко и без потери ресурса/эксплутационных характеристик заметно увеличить их мощность и крутящий момент.
На рынке существует много предложений такого рода, однако мой выбор пал на компанию ABT. Не последнюю роль в выборе сыграл тот факт, что она является "придворным" тюнингером Audi, а так же то, что самой компании - 115 лет.
К сожалению, все мои попытки сделать чип-тюнинг от ABT в Москве закончились полным провалом - официальные дилеры не заинтересованы в редких операциях такого рода, большой прибыли это не сулит, плюс никто не хочет принимать на себя гарантийные обязательства, пусть даже и под покровительством ABT. Одним словом, обычная российская действительность :( Сама ABT сообщила, что единственный российский дилер, который может произвести данную модификацию, находится в Петербурге, но ехать туда ради чип-тюнинга мне как-то не захотелось.
Но я так просто не сдаюсь ;) - при планировании летнего отпуска 2011 года предусмотрел возможность заехать на "родину" ABT, в город Кемптен, на юге Германии.
Реализация
В процессе общения с представителями компании ABT выяснилось, что моя изначальная идея - купить у них новый ECU с их управляющей программой - нереализуема в силу разных причин (в том числе с тем, что установка такого блока возможна только в условиях официального дилера Ауди). Но после нескольких "сеансов" общения и к моей радости выяснилось, что ABT разработал новый подход к чип-тюнингу, скромно назвав его "новым поколением".
Суть такого чип-тюнинга состоит в том, что на машину устанавливается дополнительный блок управления, который или "перехватывает" управляющие команды от ECU или "обманывает" его, обрабатывая поступающую от датчиков информацию и изменяя ее так, что штатный ECU позволяет получить бОльшую мощность и момент от двигателя. Я не знаю наверняка, что именно ABT помещает в коробочку, называемую AEC (ABT Engine Control), и каким именно образом она работает. Однако у такого подхода есть несколько очевидных преимуществ - штатный ECU не изменяется, следовательно всегда можно все вернуть в исходное состояние, установка не требует процедуры "переобучения" ECU, необходимой при его модификации классическим чип-тюнингом, и, наконец, установку AEC можно провести в "домашних" условиях.
Заявленные параметры по увеличению мощности и крутящего момента с помощью классического чип-тюнинга совпадают с таковыми при использовании AEC, а именно мощность (при использовании 98 бензина) возрастает до 275 сил (+64 л.с.), момент - до 390 (+40 Нм). Так что я приступил к плану по приобретению AEC.
Для начала были согласованы детали покупки с ABT, мы договорились, что во время визита я оплачу стоимость комплекта.
Далее нужно было послать данные о двигателе и некоторые другие детали.
Для этого пришлось сначала найти знакомого с VAG-COM (а потом купить его самому ;) ), считать номер ECU и версию его программного обеспечения, ВИН и лог с ошибками двигателя... и ждать приговора от ABT, подойдет ли AEC к моему ECU.
К счастью, оказалось, что все подходит.
Далее был отпуск, посещение офиса ABT в Кемптене, личное знакомство с представителем фирмы, экскурсия по компании, покупка сувениров, оплата комплекта и получение оного в картонной коробке размером примерно метр на полметра :) Оказалось, что львиную долю этой коробки занимает длинный и толстый... пучок проводов, но об этом - подробнее в разделе "Установка" ниже.
Установка
В комплект поставки входил диск с инструкцией на английском языке, которую я рекомендую хотя бы просмотреть, прежде чем читать мои заметки об установке. Сам комплект состоит из упомянутого выше пучка проводов, собственно дополнительного блока управления (AEC) и массы крепежных деталей. Поначалу мне было совершенно непонятно, как и куда это все устанавливать, однако после сборки дома платы с кронштейнами, используя дотошную (хотя и немного бестолковую) немецкую инструкцию, все стало ясно.
Вкратце - нужно отсоединить провода от штатного ECU, извлечь его из места установки и установить на собранную плату с кронштейнами. На эту же плату нужно установить дополнительный блок управления (AEC), после чего установить этот "пирог" в указанное в инструкции место. Далее остается только соединить все разъемы кабелем в правильном порядке и... все... можно заводить машину и ехать ;)
А теперь - подробнее (фотографии и описание - дополнение к инструкции по установке, см. выше, а не ее замена):
Снимаем пластиковую крышку, закрывающую отсек, в котором находятся часть заливного бачка для омывающей жидкости, бачок с тормозной жидкостью и воздухозаборник вентиляции салона. Крышка крепится на 4 защелках. |
|
Снимаем часть бачка омывающей жидкости, он крепится одним винтом и одной гайкой. Извлекаем его по направлению к центру. Конструкция отчасти напоминает сливной бачок ;) и представлена на фотографии во всей красе. |
|
Далее снимаем крышку, закрывающую коробку с ECU и предохранителями, точно по инструкции. На фотографии - родной ECU на штатном месте и подсоединенные к нему кабели. |
|
Теперь отсоединяем кабели (для чего нужно сначала выдвинуть фиксаторы серого цвета, видны на фотографии в выдвинутом состоянии), а затем извлекаем и сам ECU (чтобы его вынуть из коробки, нужно нажать на фиксаторы по бокам).
На фотографии - родной извлеченный ECU и разъемы отсоединенных штатных кабелей. "Колени - мои, а руки - не мои". |
|
Теперь собираем опорную плату по инструкции и присоединяем к ней штатный ECU с одной стороны, а AEC от ABT - с другой. Фотография иллюстрирует собранную конструкцию. |
|
Это AEC от ABT. |
|
А это - штатный ECU. |
|
В комплект поставки входит толстый кабель. На фотографии он уже подключен к разъемам кабелей, которые раньше были подсоединены к ECU. Обратите внимание на то, что крышка, закрывающая ящик со штатным ECU, входит в комплект поставки, а отверстие и пропущенный через него кабель сделаны в ABT. Иными словами, "родная" крышка попадает в список "лишних" деталей. |
|
Это - вся система в сборе. Все кабели подключены для проверки до окончательной сборки. Проверка показала, что все работает ;) После чего кабель был отсоединен для окончательного монтажа. |
|
Далее по инструкции снимаем датчик загрязнения воздуха (его надо повернуть на небольшой угол для этого), решетку и внешний корпус воздухозаборника салонной вентиляции. На фотографии видно, что получается после его снятия. |
|
Теперь самая сложная часть - впихнуть эту плату с 2 блоками управления (ECU и AEC) и кронштейнами в это узкое пространство. На самом деле, вся эта конструкция очень точно встает на положенное место, и демонстрирует точность немецкой пространственной инженерной мысли. Остается только закрепить кронштейны болтом и гайками. |
|
Далее по инструкции подсоединяем кабель, ставим все на место, заводим и можно отправляться на тест-драйв. Не забудьте обклеить свою кукушечку наклейками от ABT, часть из которых входит в комплект поставки, а эмблему на заднюю дверь надо покупать отдельно. |
|
Что делать после установки?
Радоваться! ;)
ABT предупреждает, что:
1. Для "обучения" нового дополнительного модуля требуется примерно 30 км езды с переменной нагрузкой.
2. Для получения заявленного прироста мощности нужно заправляться качественным 98 бензином (можно пользоваться и 95, но тогда прирост будет меньше).
3. Для сохранения срока службы сцеплений существенно ограничен момент на 1 и 2 передачах, поэтому не ждите, что машина начнет "рвать" с места.
Впечатления
Я радуюсь! ;)
Сложный "проект" успешно реализован, без потерь, проблем и происшествий.
Первые километры разочаровали (заметной разницы в разгоне не ощутил), но после примерно 200 км езды в смешанном режиме могу ответственно заявить, что лошадиных сил прибавилось :) Полагаю, что адаптация нового дополнительного управляющего модуля закончилась.
Что же изменилось?
Изменился характер ускорения, он стал более взрывным, особенно если он начинается примерно с 3000 оборотов. Следующие 2-2,5 тысячи набираются гораздо быстрее, чем до "чип-тюнинга". Очевидно, что именно в диапазоне средних оборотов ощущается наибольший прирост лошадиных сил. А вот крутить до отсечки мне не понравилось - шума много, а разгон не самый быстрый. Так что придется переучиваться, как ездить максимально быстро. Пожалуй, единственный минус - это ставшие более заметными переключения S-Tronic при езде "педаль в пол".
Расход в режиме "педалирования" летом не изменился, средний находится в районе 18 л/100 км.
Речь идет об езде при установке ADS в режим Dynamic, собственно, я только так и езжу :).
Пигги или не пигги?
Откровенно говоря, меня мало интересует
способ, которым компания ABT добивается эффекта прироста мощности - я вполне доверяю их инженерам, и это доверие только усилилось после личного посещения их штаб-квартиры в Кемптене. Не вижу ничего плохого в том, что их "новое поколение" может являться классическим "пиггибэком". AEC работает и работает отлично, а критика такого подхода обычно опирается на печальный опыт домашних поделок на коленке и на "есть мнение...", почерпнутое из разнообразных малокомпетентных форумов.
Подводя итоги...
Настоятельно рекомендую! Этот чип-тюнинг дал Audi Q5 недостающие, по моему мнению, лошадиные силы, которых стандартному 2-литровому бензиновому двигателю не хватает
для динамичного разгона почти 2-тонной машины. Прирост ощущается на любой передаче и при любой скорости, а сама процедура "апгрейда" очень простая и не требует
ни специальных знаний и инструмента, ни последующей электронной адаптации ECU. По состоянию на сегодняшний день средний расход уменьшился примерно
на 0,5 литра. Повседневная эксплуатация, однако, будет несколько дороже из-за более высокой цены на 98 бензин, но, поверьте, оно того стОит...
01 октября 2011 года
В качестве "доказательства" работы коробочки от ABT, смотрите тест-драйв,
Audi Q5 2.0 TFSI ABT Stage 1 vs VW Touareg 3.6:
08 августа 2013 года