Видеосъемка с помощью фотоаппарата Nikon D800

Прошел год с момента покупки фотоаппарата Nikon D800.

Я "обновил" D700 на D800 в надежде совместить в "одном флаконе" качественные фотографии и не менее качественное видео. Могу смело сегодня сказать, что эта идея с треском провалилась :) Собственно описанию этой ситуации и посвящена данная публикация.

Начнем с того, что даже для съемки фотографий к D800 пришлось привыкать заново и в чем-то даже переучиваться. Дело в том, что колоссальное разрешение матрицы приводит к тому, что даже малейшее колебание при съемке приводит к снижению резкости. Поэтому, несмотря на наличие VR на объективах, минимальное значение выдержки пришлось "увеличить" до 1/30. Значения диафрагмы тоже требуют бОльшего внимания, об этом подробно написано в техническом руководстве к фотоаппарату, и это чистая правда. Наконец, для того, чтобы в полной мере получить отдачу от новой матрицы, пришлось купить очень дорогой объектив (AF-S NIKKOR 24–70 mm f/2.8G ED), но он стоит своих денег на 100%. В сухом остатке - если хочется сделать по-настоящему качественную фотографию, то нужно пользоваться триподом, "тросиком" и режимом "live view" :) И вот тогда друзья вдруг начинают спрашивать - ты, что, на курсы по фотографии ходил? ;)

Поскольку я начинал снимать "видео" еще тогда, когда видео не существовало (первый мой опус есть на сайте в разделе "мемуары", это съемка школьного похода на 8-мм пленочную камеру), у меня сложились определенные рефлексы. Эти рефлексы только укрепились при использовании сначала полноформатной VHS камеры, а потом и VHS-C. Качество записи терялось при монтаже, и важнее была сама картинка, сюжет, а не резкость, переходы или цветопередача.

Переучиваться снимать видео пришлось при переходе на "цифру" - это были 8-мм кассеты с записью в цифровом формате. При съемке в "цифре" в высоком разрешении любое резкое движение камерой приводит к потере резкости изображения, а это (при общем высоком качестве картинки) воспринимается, как серьезный дефект съемки и весьма раздражает. Последняя моя видеокамера - Sony с жестким диском, записью в формате 1080i и звуком 5.1 и оптическим стабилизатором - почти полностью устраняет дрожание картинки при съемке "с рук", но не спасает от потери резкости при слишком быстром панорамировании, хотя в обычных условиях резкость отличная и не теряется при трансфокации ("зуме").

Признаюсь - я ничего не знал о деталях съемки видео на зеркальные цифровые фотоаппараты. Я пребывал в наивном неведении и считал, что это будет то же самое, что съемка на видеокамеру, только лучше :). Видел массу роликов на youtube и считал, что у меня получится не хуже...

Первым разочарованием стал звук, который D800 записывал через встроенный микрофон. Без коментариев. Стало очевидно, что нужен внешний микрофон. После долгих и мучительных поисков остановился на Rode Stereo Video Mic Pro, который вполне оправдал свою цену (хотя я потерял любимый объемный формат 5.1). Однако с установленным микрофоном фотоаппарат стал походить на какого-то монстра :)

Вторым, и очень серьезным, разочарованием стало дрожание камеры при съемке "с рук". Стало очевидно, что D800 с очень большой натяжкой можно использовать в качестве "репортерской" видеокамеры (так, как во время путешествий я использовал видеокамеру Sony). Для борьбы с этим был куплен монопод, который полностью проблему не решил (при панорамировании теряется горизонталь), зато собранная конструкция вызывала трепетное умиление у случайных прохожих, которые, видимо, принимали меня за профессионального кинооператора... :))

Дальше - больше. Оказалось, что в солнечный день на жидкокристаллическом экране ничего не видно... Установка внешнего монитора через HDMI выход не рассматривалась, и единственным решением стал LCDVF 4N. Вот теперь собранная конструкция стала настоящим монстром :)

Потом был куплен трипод и видеоголовка, и, в конце концов, я стал снимать что-то, что не тряслось и не дрожало... Но тут стали вылезать специфические проблемы съемки видео на "зеркалку".

Проблем этих несколько:
Резкость. Несмотря на наличие разных режимов автофокуса, динамического и фиксированного, фотоаппарат в любом из них во время съемки видео (даже при статическом автофокусе) все время "подбирает" оптимальную фокусировку, что на видео выглядит, как периодическая потеря резкости с последующем ее (резкости) нахождением. Раздражает и угнетает :) Полагаю, что такова специфика определения резкости для длиннофокусных объективов (в отличие от видеокамер). Способ борьбы с этим нашел только один - отключаю автофокус (перевожу рычажок фокусировки на объективе в "М").
Дробный "зум". Иными словами, если на видеокамере для трансфокатора используется электромотор, на объективе фотоаппарата такого моторчика нет - приходится крутить его руками, а это практически всегда нелинейное приближение/удаление. Наверное, можно научиться крутить его плавно, но... Но еще нужно следитьь за резкостью (см. выше) которая теряется в ручном режиме... Лечения нет. Пришел к выводу, что при съемке видео активным "зумом" пользоваться не буду...

В сухом остатке и ИМХО: видеосъемка на зеркальный фотоаппарат - удел профессионалов. Потрясающие кадры, если заранее установить трипод, определить "сюжет" съемки, установить резкость, не спеша сделать несколько дублей. Ее можно использовать в крайних случаях и как "репортескую" камеру, но результат будет гарантированно хуже, чем при съемке на "обычную" видеокамеру. Так что для "мобильного репортера" пользуйтесь вашим смартфоном :)

Ниже, в качестве примера, привожу два ролика, снятые в Париже без моно/трипода и без LCDVF - фотоаппарат лежал на столе или на краю скамейки. При просмотре установите разрешение 1080p HD и смотрите в полноэкранном режиме...

Спасибо, что прочитали и посмотрели :)

06.05.2013