На следующий год после первой поездки на «Москвиче-407» по дорогам Прибалтики (смотрите соответствующие фотографии), т.е. весной 1976 года, мой отец купил автомобиль ВАЗ-2101. В те годы никто не называл его «копейкой», это еще один новодельный миф. Машину гордо величали «первая модель». После «Москвича-407» это был совсем другой автомобиль - скоростной, вместительный, комфортный и легкий в управлении. Мои родители любили путешествовать в принципе, а после наших с женой рассказов о прелестях автотуризма решение об отпуске на машине было принято. Знакомые родителей посоветовали остановиться на берегу Чудского озера со стороны Эстонии, прямо в сосновом лесу у дюн. Место называлось по названию близлежащей деревни - Каукси.

К сожалению, мои мемуары невозможно оторвать от действительности советского времени. В данном случае нельзя не объяснить, что в советское время существовало ужасное социальное явление под названием дефицит. На простом языке это означало, что всего на всех не хватало. И бог бы с предметами роскоши - не хватало продуктов, предметов первой необходимости, одежды, обуви и т.п. Поэтому для путешествия такого рода в советское время абсолютно все нужно было вести с собой. Например, многие продукты купить где-нибудь в 100 км от Москвы было нельзя - их просто не было в продаже… Даже хлеб в поселковые магазины завозили только в расчете на местное население, и заезжим туристам его не продавали.

Поэтому багаж для путешествия собирали загодя, запасая заранее разную не-скоропортящуюся еду. Для поездки картонные коробки набивали консервами, разными крупами, сахаром, мукой и т.д. и т.п. Прелесть автомобильного путешествия заключалась в том, что таких запасов можно было взять с собой много, и их хватало на весь отпуск.

Кроме того, нам несказанно повезло весной того же года, когда мы случайно «нарвались» на шикарную по тем временам 4х-местную палатку польского производства «Гдыня-4». Шик палатки заключался в том, что она была 3-комнатная (два 2х-спальных отделения и предбанник), высотой более 2 метров и собиралась на каркасе. Сборка ее, хоть и занимала около 40 минут, но позволяла обустроить комфортное жилье в любом месте. Плюс у нас были надувные матрасы, складные раскладушки и спальные мешки, так что после старых палаток-серебрянок ночной сон обещал быть теплым и относительно мягким.

Кроме палатки и продуктов, мы везли с собой небольшую газовую плиту и баллоны с газом, канистры с бензином (бензин всегда был в дефиците в СССР, но, слава богу, за все многочисленные путешествия мы так ни разу и не встали на трассе из-за того, что он закончился в бензобаке… с этим тоже связаны разные автомобильные воспоминания, но о них - как-нибудь потом), одежду и купально-плавательные принадлежности. Позднее мы отказались от плиты, заменив ее бензиновыми примусами «Шмель». Их нужно было разжигать, что сопровождалось копотью и малоприятным запахом, но ради экономии места терпели и это, зато топливо для них всегда было с собой.

В той первой и единственной поездке вместе с моими родителями в 1976 году мы были в Новгороде и Пскове, потом «стояли» в Каукси 2 недели, а заканчивали отпуск в «Доме Науке» в Юрмале, в цивильных, так сказать, условиях.

Первые 15 фотографий - как раз из того путешествия. Скромная растительность на моем лице - реакция на месяц, проведенный в военных лагерях как раз перед отпуском. Остальные фотографии как нельзя лучше передают ощущения от жизни в Каукси - сосновый лес, дюны на берегу Чудского озера и фантастические белые грибы, каких в Подмосковье мы не видели. В той первой поездке мы даже застали некие признаки благополучия в экономике Эстонии - в ближайших деревнях в магазинах можно было найти продукты, по качеству и ассортименту превосходившие московские (до сих пор вспоминается рагу, в котором почти не было костей…)

Следующие 6 фотографий - из нашей второй поездки в Каукси с «Зубками» в 1977 году. Они вынашивали своего первенца (и выносили, как видно на 21-м фото), но от поездки не отказались, а мы впервые поехали сами, без родительской опеки. Из той поездки запомнились беспросветные дожди, из-за которых нам в палатку просились многие соседи «просто постоять» - в их палатках можно было только лежать, сидели они в своих машинах, а размять ноги тоже хотелось… Мы же в своей палатке даже умудрялись устраивать баню - нагревали воду на плите и т.п. :) Перед отъездом я смог задом заехать на Жигулях внутрь палатки, так что и грузились мы тоже посуху…

C 22 фотографии и с 1978 года началась наша совсем самостоятельная автомобильная отпускная жизнь. Я приобрел достаточный опыт вождения, мы отточили набор необходимой поклажи и осмелели настолько, что отправились в Каукси (и не только) вдвоем. В ту поездку мы взяли маленькую палатку, поскольку не были уверены, что справимся вдвоем с большой. Но оказалось, что она слишком маленькая и в последующие годы мы пользовались нашей «Гдыней-4».

На 32 фотографии - дача (увы, сгоревшая впоследствии) ленинградских знакомых родителей жены, а про 33 следует рассказать особо:

В 1978 году я решил показать жене Палангу - литовский курортный город, в котором я был дважды, еще ребенком ( в 1962 и 1965 гг). Мы не смогли ничего забронировать там, но на карте в Паланге был отмечен кемпинг, у нас была палатка, и мы были молодыми … :) Мы немножко погуляли по городу, зашли в знаменитый парк и музей янтаря, но все изменилось настолько, что я даже не смог найти дом хозяйки, у которой мы снимали комнату в моем детстве… В итоге вечером мы попытались остановиться на ночлег в том самом кемпинге, но он был перегружен настолько, что никого не пускали на его территорию даже «дикарями». Во время разговора с администратором кемпинга за мной стояла пара среднего возраста, так сказать «братья по несчастью». Мы разговорились с ними и посетовали на то, что столько времени потрачено на то, чтобы добраться до Паланги, а переночевать - негде. В конце концов, на вопрос - «так где же нам остановиться?», администратор сжалился и рассказал нам о месте, где можно было заехать в лес и разбить палатки, но просил на него не ссылаться - это была пограничная зона, а ночевки в приграничной зоне были запрещены.

С новыми знакомыми мы нашли это место и разбили лагерь. Эту ночевку помню особенно хорошо потому, что мы впервые спали внутри машины (было холодно и страшновато). За вечерним чаем начались разговоры о том «кто-откуда» и выяснилось, что эти люди, случайно встреченные в кемпинге, живут в Астрахани и хорошо знают все научную группу и зав. кафедрой, где я тогда был в аспирантуре (вся научная группа и зав. кафедрой переселились в Москву из Астрахани в 1973 году)!!! Вот уж мы ахали и охали и удивлялись, насколько тесен мир!

С 35 фотографии и до конца - наша последняя автомобильная поездка перед рождением старшего сына в 1982 году. О ней - отдельный рассказ.

К 1982 году наш ВАЗ-2101 прошел уже более 120 тыс. км. Он побывал в нескольких авариях, но был хорошо отремонтирован и сохранил удивительную живучесть и выносливость. Я следил за ним, как мог, и его готовность к поездке не вызывала у меня сомнений. Планы на то лето были грандиозными: сначала - Каукси, потом немножко Рига, а затем - турбаза на Куршской косе (где наш ждали мои родители). До Риги с нами ехала еще одна пара - Обуховы. Сергей был в аспирантуре на той же кафедре, что и я, и мы немного дружили семьями. Машина наша была загружена под завязку - тут и палатка, и запасы продовольствия и бензина - в общем, стандартный набор автотуриста. Вместе с нами до Каукси ехало еще две машины - новый ВАЗ 2105 и очень старая «21» Волга. В Жигулях была семья «Мозгосов» с раскладной яхтой, а в «Волге» - семья Пешковых без яхты, но с годовалым ребенком!

Мы спокойно выехали из Москвы (тогда еще не было таких ужасающих пробок) и двинулись по Рижскому шоссе в сторону Пушкинских Гор (там была запланирована первая ночевка). Однако примерно через 200 км мотор наших Жигулей заметно потерял мощность, и очень скоро стало ясно, что мы едем на 3 цилиндрах вместо 4-х. Консилиум из 3 водителей на первой же стоянке пришел к выводу, что, скорее всего, прогорел клапан в одном из цилиндров…

Поразмышляв о выходе из ситуации, я принял решение продолжать движение в сторону Эстонии, поскольку знал станцию техобслуживания недалеко от Каукси и не сомневался, что там мотор отремонтируют. Удивительно, но даже на 3 цилиндрах с полной нагрузкой мы умудряли ехать со скоростью 90 км/ч и не отставать от двух других машин. Ближе к вечеру годовалый наследник наотрез отказался ехать дальше, и, несмотря на то, что мы были всего в 50 км от Пушкинских Гор, две машины встали на ночлег прямо в лесу, а мы решили ехать дальше, до намеченной точки.

Следует заметить, что окрестности Пушкинских Гор действительно холмисты. Дорога то забирается на вершину холма, то спускается вниз, в ложбину. Я сбросил темп - больше не надо было спешить, настроение как-то улучшилось, и я устроил пассажирам своеобразные американские горки - я разгонялся на подъеме, и в момент преодоления верхней точки холма мы как будто отрывались от земли и на долю секунды оказывались в невесомости. Народ тоже повеселел…

Но на очередной вершине холма, на скорости около 80 км/час, когда машина почти оторвалась от земли, я увидел здоровую яму глубиной с полметра прямо на траектории движения. Я не успел среагировать рулем, а тормозить было уже поздно - и мы на полной скорости ударились о край этой ямы сначала передним правым, а потом задним правым колесом. После удара и приземления от передней подвески стал исходить такой ужасный скрип, что я решил, что оторвалось колесо. Мы остановились и бросились осматривать машину. К моему удивлению, колесо было на месте, но удар был такой силы, что диск колеса выгнулся внутрь и стал цеплять за рычаг передней подвески. Нынешние бескамерные покрышки такого бы точно не выдержали, а те, с еще диагональным кордом и камерой - легко. Упор, ограничивающий ход верхнего рычага наполовину оторвался от места крепления на брызговике. От этого на верхней поверхности правого переднего крыла образовался пузырь. Заднее колесо не пострадало, но заднее стекло от удара выскочило наполовину. Позднее оказалось, что от удара погнулась балка заднего моста. Настроение компании очень точно передает 36 фотография. :)

Размышляя об этой аварии много раз, я пришел к выводу, что нам очень повезло - если бы не прогорел клапан, то мы бы ехали на большей скорости и точно оторвали бы переднюю подвеску. А если бы я стал тормозить или пытался объехать яму, то наверняка мы бы или перевернулись через крышу, или свалились в кювет…

Однако нужно было что-то делать с машиной… Взявши топор, Сережа несколькими ударами выправил топором колесный диск, а я, с помощью «отвертки и какой-то матери» вставил заднее стекло на место. Машина завелась и особых посторонних звуков не издавала, так что мы без приключений добрались до Пушкинских Гор, но с ужасом стали ждать приезда других путешественников. Мозгос счастливо избежал ямы, он ехал чуть центральнее, а Пешков поймал яму только правым передним колесом. «Волга» оказалась много лучше приспособлена к отечественным дорогам - у нее замкнуло одну банку аккумулятора и разбило отверстие шайбы в системе крепления переднего стабилизатора поперечной устойчивости (ремонт был сделан в ближайшем гараже в Пушкинских Горах).

К сожалению, в этой подборке фотографий нет Пушкинских Гор, мы были там несколько раз, но хороших диапозитивов для сканирования я не нашел. Там была замечательная дикая стоянка на горке на месте деревни, где сохранились, пусть и одичавшие, вишни. Нам очень нравился и сам парк и окрестные усадьбы. Там было как-то очень приятно просто гулять и смотреть по сторонам. В моем представлении природа Пушкинских Гор и есть истинно российская, только вот при Пушкине все было не так удивительно красиво…

Затем мы благополучно добрались до Каукси, где стояла просто южная жара, отремонтировали двигатель, как я и планировал. Неисправный задний мост я заменил только следующей зимой, проехав до ремонта на нем остаток отпуска и еще много километров после… правда, из-за нарушения геометрии полуоси выходили из строя за 2 месяца, и тек сальник, но отпуск нам это не испортило. На фотографиях можно увидеть и яхту, и места стоянки всей честнОй компании. Потом вместе с Обуховыми мы съездили в Каунас и посетили первое советское варьете, правда, особых эмоций оно не вызвало.

Об этой поездке мы вспоминали довольно часто - такие приключения не забываются. Сергея я встретил последний раз в министерстве в 1988 году, а потом он пропал. По слухам, они уехали из страны то ли в Австралию, то ли в Южную Африку…

А мы с женой, как и планировали, добрались до Куршской косы (фотографии с 44 до конца), куда нас впустили на машине, но только один раз (велев не выезжать до конца пребывания на турбазе). Потом мы впервые на машине переправились на пароме с Куршской косы на материк и через Клайпеду/Минск вернулись в Москву…

Как я уже неоднократно писал, автомобильные путешествия давали ощущение мобильности, свободы, раскованности (по меркам того времени). Правда, такой отдых был доступен не всем, наличие автомобиля в семье было признаком «элитарности» - далеко не все семьи имели деньги на его покупку, или (даже если и имели) не могли его купить в силу того же дефицита…

Каукси было местом «поклонения», своеобразной «дачей». Однажды мы отдыхали там два раза за одно лето. От подъезда нашего дома в Москве до места разбивки палатки в Каукси было ровно 900 км, и я разведал дороги (которых, кстати, не было на карте), которые позволяли ехать быстро, так что весь путь от места до места занимал меньше 12 часов. И если бы не обычно холодное лето в Эстонии, лучшего места для отпуска было бы не придумать.

Поездки в Прибалтику я очень любил, как и любил проводить отпуск за рулем автомобиля. Как ни странно, за все время путешествий у нас не было ни одного инцидента, на нас никто ни разу не напал, и у нас ничего не пропало, хотя палатку никто никогда не запирал. На дорогах царило спокойствие и взаимовыручка. Мы все это потеряли с распадом СССР. Сегодня мне просто страшно отправиться в подобное путешествие. Но любовь к отпуску за рулем осталась, поэтому, оказавшись в Европе, берем машину напрокат и наматываем километры, сожалея о том, что не можем хотя бы повторить один из отпускных маршрутов нашей молодости…  
 

01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
25
26
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
44
45
46
47
48
49